
План работы библиотеки
на 2016-2017 учебный год.
Составила: Педагог-библиотекарь: Брунова Светлана Геннадьевна
В России 2016 год объявлен Годом кино.
(Указ №503 от 27 октября 2015г.)
В России 2017 год объявлен Годом экологии.
(Указ №7 от 5 января 2016г.)
Основные направления работы школьной библиотеки
Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами (учебной, методической, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями), способствующим формированию культуры личности учащихся.
Библиотека образовательного учреждения руководствуется в своей деятельности федеральными законами «Об образовании», «О библиотечном деле», указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями органа управления образованием, Уставом образовательного учреждения, Положением о библиотеке, Правилами пользования библиотекой ОУ.
Деятельность библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных, интернет ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
I. Работа с ученическим и педагогическим коллективами.
Основные цели:
1. Помощь детям с ОВЗ в освоении учебной программы, развитии и социализации в общество.
2. Осуществление образовательного процесса через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
3. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
1. Деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению, подготовка книжных выставок по учебным и другим темам и др.).
2. Воспитательная работа и деятельность по привлечению к чтению:
· развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения;
· потребность пользоваться библиотекой на протяжении всей жизни.
· предоставлять возможность для получения информации, знаний для развития понимания и воображения.
3. Способствовать формированию культуры личности учащихся и повышать эффективное обслуживание учебно-воспитательного процесса.
4. Отслеживание индивидуального читательского развития детей и разработка форм этой работы
5. Формирование у читателей навыков библиотечного пользования: обучение пользование книгой, поиску и подбору информации.
6. Организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, для дальнейшего развития и социализации воспитанников.
7. Проведение уроков внеклассного чтения, открытых мероприятий с использованием компьютерных технологий, видеоматериала и других элементов.
8. Взаимодействие с педагогическим коллективом, администрацией, другими библиотеками и специалистами для реализации школьных задач.
9. Информационная поддержка учебно-воспитательного процесса (обеспечение учеников и педагогов учебниками, пособиями, методической литературой по их запросам).
10. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
11. Приобщение учащихся ОВЗ к чтению литературы, содействие повышению уровня этической грамотности, воспитание культуры общения.
II. Работа с книжным фондом.
Цель: Формирование и обновление книжного фонда.
Задачи:
1. Организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек).
2. Мероприятия в помощь развития информационной грамотности пользователей;
3. Комплектование фондов.
4. Продолжить работу по изучению и использованию на практике автоматизированной информационно-библиотечной системы МАРК – SOL для школьных библиотек.
5. Ведение учетной и планово-отчетной документации.
6. Совершенствование традиционных и освоение новых библиот. технологий.
7. Списание ветхого и утерянного книжного фонда.
8. Работа по ремонту художественной литературы с привлечением библиотечного актива.
9. Оформление документов на поступившую новую литературу и их своевременная передача в бухгалтерию
III. Работа с учебном фондом.
Цель: Пополнение и обновление учебной литературы.
Задачи:
1. Подготовка комплектов учебной литературы и выдача по классам
2. Ведение учета выдачи учебников.
3. Мониторинг обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2016 – 2017 учебный год.
4. Работа с библиографическими изданиями (прайс-листы, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
5. Формирование, согласование и утверждение бланка-заказа на 2017-2018 год администрацией школы и руководителями методических объединений.
6. Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году.
7. Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа.
8. Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание.
9. Информирование учащихся и педагогов о новых поступлениях учебников и учебных пособий, через выставки и объявления.
10. Размещение новых учебников в фонде.
11. Списание учебного фонда с учетом ветхости.
12. Работа по мелкому ремонту учебной литературы с привлечением библиотечного актива.
13. Оформление накладных на поступившую учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию.
14. Сбор, расстановка учебной литературы.
IV. Работа по сохранности книжного и учебного фонда
Цель: Сохранить книжный и учебный фонд.
Задачи:
1. Профилактическая работа по сохранности учебников и книг:
- проверка возвращаемых документов
- обеспечение мер по возмещению ущерба, в установленном порядке
- составление списков должников,
- извещение классных руководителей, воспитателей
2. Рейды по сохранности учебников.
3. Ремонт книг.
4. Организация работы по своевременному возврату литературы.
V. Работа библиотеки:
& Абонемент
Задачи:
1. Оформление, учет читательских формуляров.
2. Регистрация новых и перерегистрация постоянных читателей.
3. Обмен литературы.
4. Знакомить с новинками детских изданий и периодической печати для детей.
VI. Взаимосвязь с центральной районной библиотекой
· по книгообмену (обеспеченности) художественной и познавательной литературой для воспитанников и работников.
· участие в различных районных и областных конкурсах, мероприятиях.
· посещение детской библиотеки со школьниками.
& Читальный зал
Задачи:
1. Знакомить с периодическими изданиями педагогический и ученический коллективы.
2. Привлекать к активному чтению детей посещающих читальный зал.
3. Вовлекать в чтение слабо читающих учащихся путём книжных выставок, предложения книг с яркими иллюстрациями, периодических изданий с интересными статьями, занимательными ребусами, кроссвордами.
4. Прививать детям интерес и любовь к книгам, знаниям.
5. Формировать бережное отношение к книге, аккуратности.
Структура фонда библиотеки:
- книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно-популярные издания, литература для внеклассного (досугового) чтения, методические справочники и издания;
- периодические издания, как связанные с обеспечением образовательного процесса, так и для досугового чтения;
- наглядные принадлежности (плакаты, портреты и т.п.);
- медиотека;
- фонд учебников, работа с ним.
План работы
в помощь учебному процессу
№ п/п |
тема |
срок |
класс |
|
Библиотечные занятия (беседы, мультимедийные презентации, викторины) |
|
|
1 |
«Что такое книга» |
сентябрь |
1-4, 5, 6 |
2 |
Правила и умения обращаться с книгой.
Формирование у детей бережного отношения книге. Ознакомление правилами общения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг (беседа). |
сентябрь |
1-7 |
3 |
«Аленький цветочек» - беседа о писателе и его творчестве к 225летию писателя С.Т. Аксакова. |
октябрь |
1-5а,б |
4 |
Викторина по «Аленькому цветочку» посвященная дню рождения писателя Аксакова С.Т. |
октябрь |
5а,б |
5 |
«С самого рождения соблюдайте правила дорожного движения!» - беседа с просмотром учебного фильма о правилах поведения на дороге |
октябрь |
7а,б - 8 |
6 |
Праздник белых журавлей - беседа |
октябрь |
7, 8 |
7 |
«Сказки Евгения Шварца» - беседа-презентация к 120летию писателя, кинодраматурга, киносценариста Е.Л. Шварца |
октябрь |
|
8 |
«Зачем людям нужны словари и энциклопедии?» - беседа |
ноябрь |
6-8 |
9 |
«Книжки о животных и иллюстрации» - беседа о творчестве писателя, художника-иллюстратора Е.И. Чарушина к 115 летию |
ноябрь |
1-4, 5а,б |
10 |
«С самого рождения соблюдайте правила дорожного движения!» - беседа с просмотром учебного фильма о правилах поведения на дороге |
ноябрь |
5а,б |
11 |
Помоги книге. Книжкина больница. |
ноябрь |
8 |
12 |
«Хочу всё знать о правах человека» - беседа |
декабрь |
7 -8 |
13 |
Праздник Наума Грамотника – посвященный Дню чтения |
декабрь |
|
14 |
День Конституции - беседа |
декабрь |
5-6, 7-8 |
15 |
«Какой я ученик, расскажет мой учебник»- беседа о сохранности учебников. |
декабрь |
1-9 |
16 |
«Фильм, фильм, фильм» - беседа о кино, актерах и всех кто создает кино (к году кино) |
декабрь |
5, 6,7-8 |
17 |
Заповедники и национальные парки (к году экологии) беседа |
январь |
|
18 |
«Наш любимый вини-Пух» - к 135-летию автора, английского писателя, поэта, драматурга Алана Милна. |
январь |
5-7 |
19 |
«Шишкин лес» в творчестве Ивана Ивановича Шишкина. К 185-летию художника. |
январь |
7-8 |
20 |
«Белеет парус одинокий» беседа о творчестве В.П.Катаева, к 120летию писателя |
январь |
7-8 |
21 |
«День родного языка» -беседа |
февраль |
5 а,б |
22 |
Презентация -викторина «Защитники Отечества» |
февраль |
7 |
23 |
«Учимся пользоваться энциклопедиями и словарями» -урок |
февраль |
5-8 |
24 |
Читаем сказки Г.Х.Андерсена. Угадываем героев книг – викторина. |
февраль |
1-4 |
25 |
Неделя детской книги.
Анкетирование «Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных книг.
Акция «Помоги книге» - ремонт книг.
Конкурс рисунков «Читаем! Мечтаем! Творим!».
Беседы-уроки в библиотеке по классам. |
март |
1-9 |
26 |
Мультимедийная викторина «По дорогам сказок» |
март |
1-5 |
27 |
Викторины-презентации по книгам. |
март |
5-7 |
28 |
«Всемирный день Земли» - беседа к году экологии |
март |
5-7 |
29 |
«Всемирный день поэзии» - чтение стихов |
март |
5 |
30 |
«Всемирный день водных ресурсов» - беседа к году экологии |
март |
6,7 |
31 |
«Международный день птиц» беседа-викторина –к году экологии |
апрель |
1-4,5 |
32 |
«Поэзия Беллы Ахмадулиной» - к 80-летию поэтессы |
апрель |
7,8 |
33 |
«Салют космонавтике!» видео-беседа |
апрель |
5-6 |
34 |
«Дети войны» в творчестве Валентины Александровны Осеевой к 115летию писателя |
апрель |
5-7 |
35 |
«Годы, опаленные войной» беседа о книгах и писателях ВОВ |
май |
5-8 |
36 |
«Добрые книжки Константина Паустовского» - беседа о творчестве К.Г.Паустовского к 125-летию |
май |
1-5 |
|
Открытые мероприятия: |
|
|
1 |
«Книжки Евгения Чарушина» по книгам Е.Чарушина |
ноябрь |
1-5 |
2 |
«Винни-Пух и его друзья» - о творчестве А.Милна |
январь-февраль |
5-7 |
3 |
Экология и книга. |
апрель |
1-9 |
|
ВЫСТАВКИ: |
|
|
1 |
Оформление информационного стенда в фойе по тематикам
(праздники, интересные факты, викторины, неделя книги и т.д.) |
В течение года |
Стенд в фойе |
|
В библиотеке: |
|
|
1 |
«Времена года»: «Осень под зонтом», «Волшебница зима»,
«Ура! Пришла весна-красна!» |
В течение года |
библиотека |
2 |
Книжные развалы. «Выбираем, читаем» |
В течение года |
|
3 |
Книги отмечают Юбилей. |
В течение года |
|
4 |
Юбилей-писателя |
В течение года |
|
5 |
«Новинки на книжной полке». |
сентябрь |
|
6 |
«С самого рождения соблюдайте правила дорожного движения!» |
октябрь |
|
7 |
«Незаслуженно забытые книги, которые читали наши бабушки»
«Сердце матери» - ко дню матери |
ноябрь |
|
8 |
«Новогодняя мозаика» |
декабрь |
|
9 |
«Новые книжки для вас девчонки и мальчишки» |
январь |
|
10 |
«Быть здоровым – здорово!» |
февраль |
|
11 |
«С книгой по жизни». Книжкины именины. |
март |
|
12 |
«Салют космонавтике!» |
апрель |
|
13 |
«Поклонимся великим тем годам» |
май |
|
|
Работа с фондом |
|
|
1 |
Подведение итогов движения фонда. Перечень учебников и диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками на 2016/17 уч. год. Мониторинг обеспеченности учебниками на 2016/17 уч. год по ФГОС. |
1 четверть |
|
2 |
Приём и выдача учебников. Обеспечить выдачу учебников в полном объеме согласно учебным программам. Ведение карточек выдачи учебников |
август-сентябрь |
|
3 |
Прием и обработка поступивших учебников: оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию, запись в КСУ, штемпелевание. |
|
|
4 |
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников. |
В течение года |
|
5 |
Списание учебников с учётом ветхости и смены программ. |
В течение года |
|
6 |
Периодическое списание фонда с учётом ветхости и морального износа. |
В течение года |
|
7 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (ремонт учебников с учениками; посещение классов с беседами об аккуратном отношении к учебникам; проверка состояния и наличие съёмных обложек). |
В течение года |
|
8 |
Своевременное проведение обработки и регистрации поступившей литературы. |
В течение года |
|
9 |
Выдача литературы читателям по разовому требованию и по «Журналу выдачи художественной литературы». |
В течение года |
|
10 |
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом выданных изданий. |
В течение года |
|
11 |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. |
В течение года |
|
12 |
Оформление новых разделителей: по алфавиту. |
В течение года |
|
13 |
Инвентаризация библиотечного фонда. |
каникулы |
|
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
|
|
1 |
Участие в районных МО совещаниях, проводимых Управлением образования. |
В течение года |
|
2 |
Посещение школьных семинаров, пед.советов, МО |
В течение года |
|
3 |
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. |
В течение года |
|
4 |
Самообразование: чтение библиотечных журналов, приказов, писем, инструкций о библиотечном деле. |
В течение года |
|
5 |
Курсы повышения квалификации |
В течение года |
|
Актив библиотеки: Милькина Настя, Кочкина Ксения, Куклина Даша -8 кл.
